На утрени Великой Субботы, которая обычно служится в Великий Пяток вечером, в воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.
В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью. В этот день служится Литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на Литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения. После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.
По окончании Литургии мы благоговейно ожидаем наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.