Таинства Церкви

Таинство крещения

  Таинства Крещения и Миропомазания

Среди таинств Церкви на первом месте стоит таинство Крещения. Оно как бы служит дверью, вводящей человека в благодатное Царство Христово – Церковь, чем и дает ему доступ ко всем ее духовным сокровищам. Еще до установления Крещения Господь Иисус Христос в Своей беседе с Никодимом указал на безусловную необходимость его, говоря:

«Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух« (Ин. 3:5–6). Иными словами, в обычном своем состоянии человек не способен к духовной жизни – для этого ему необходимо родиться духовно.

В таинстве Крещения, верующий во Христа через троекратное погружение в воду с призыванием имени Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа – омывается от всех своих грехов, благодатно рождается для духовной христианской жизни и становится членом Царства Божия.

Крещение установил Сам Господь наш Иисус Христос. Перед Своим вознесением на Небо Господь повелел апостолам крестить всех верующих в Него:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19).

Для принятия Крещения необходимы вера в Иисуса Христа как Богочеловека, покаяние во всех грехах и твердое намерение жить по заповедям Божиим.

Православная Церковь допускает крещение младенцев по вере их родителей и восприемников с условием, что и те, и другие обязуются воспитывать крещаемого в православной вере и руководить им в истинно христианской жизни. О том, что благодатные дарования даются по вере других, ясно свидетельствуют евангельские рассказы, например: по вере римского сотника Господь исцелил его слугу. При исцелении расслабленного повествуется о том, как »Иисус, видя веру их (принесших больного), сказал расслабленному: чадо, прощаются тебе грехи твои« (Мк. 2:5). По вере матери-хананеянки Господь исцелил ее дочь; и т.д. Поэтому восприемники и родители, которые пренебрегают священным долгом воспитывать ребенка в христианской вере, лишают его возможности с детства познать Бога и оставляют его безоружным перед всеми соблазнами, которые ожидают его в зрелом возрасте.

Сам Господь сказал: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Лк. 18:16). Ведь младенцы, как и взрослые, причастны первородному греху и, следовательно, имеют нужду в очищении от него. Так как крещение есть духовное рождение, а человек рождается только однажды, то и таинство крещения над человеком совершается только однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:4).

Через Таинство Крещения открыт путь для новой жизни, открыта возможность получения Божиих даров. Дальнейший духовный рост опирается на свободное стремление человека. Но так как искушающее начало нередко находит себе сочувствие в природе человека, имеющей склонность ко греху, то нравственное усовершенствование не обходится без борьбы. Благодатную помощь в этой борьбе человек получает через помазание святым миром.                                      

  Таинство миропомазания
совершается обычно непосредственно после таинства крещения, составляя с ним один богослужебный чин. В нем новокрещенному подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в христианской жизни.

В таинстве миропомазания каждый верующий приобщается к чуду Пятидесятницы, когда апостолы и другие верующие получили дары Святого Духа. Апостол Павел, имея ввиду получение верующими благодатных даров именно через помазание, пишет: »Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши« (2Кор. 1:21–22).

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа, для успешной борьбы со своими слабостями и с многочисленными соблазнами, которыми он окружен со всех сторон. Первоначально апостолы совершали таинство миропомазания через возложение рук (Деян. 8:14–17, 19:2–6). Однако уже в середине первого века это таинство стало совершаться через помазание святым елеем (маслом) – миром. Побуждением к этому послужило то обстоятельство, что с распространением христианства по многим странам апостолы и их приемники физически не могли на каждого новокрещенного возлагать свои руки. Миро освящали сначала апостолы, а потом их приемники – епископы, как носители апостольской благодати. Само же помазание верующих совершают пресвитеры (священники).

При совершении таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги – с произнесением слов: «Печать дара Духа Святаго, аминь». Печать (знак) дара Духа Святаго». В это время невидимо подаются крещаемому дары Св. Духа, при помощи которых он возрастает и укрепляется в духовной жизни. Лоб помазывается миром для освящения ума; глаза, уши, ноздри, уста – для освящения чувств; грудь – для освящения сердца; руки и ноги – для освящения дел и поведения.

Прежде совершения таинства Крещения новорожденному нарекается (дается) имя; обычно в честь кого-либо из святых угодников Божиих.

На крещенного возлагают белую одежду и нательный крест. Белая одежда служит знаком чистоты души после крещения и напоминает ему, чтобы он и впредь сохранял эту чистоту, а крест служит знаком того, что он стал христианином.


Желающим принять Таинство Крещения в нашем храме необходимо пройти беседы! Всю информацию о прохождении бесед можно узнать в церковной лавке.

Сегодня

Пятница, 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.)
Седмица 5-я Великого поста
Свт. Мефодия, архиеп. Моравского (885)
Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582)

Ближайшее событие

28 апреля (15 апреля ст.ст.)
Вход Господень в Иерусалим

Сентябрь

Телефон дежурного священника:
8(965)480-35-99
Звонить с 10.00ч. до 16.00ч.