Субботнее богослужение стоит особняком в седмичном (недельном) круге православного богослужения. Обычно не представляет особых проблем богослужение воскресное или будничное, но с субботой все гораздо сложнее. Редко, где данное богослужение совершается правильно, в нем есть множество подводных камней, трудностей, к которым надо быть готовым. Субботнее богослужение — это нечто совершенно отдельное, обладающее столь оригинальными чертами, что ее трудно с чем-нибудь сблизить.
Конечно, когда мы говорим о субботе, то мы вспоминаем четвертую заповедь Моисееву: «Помни день субботний, чтобы святить его» (Исход 20, 8-11). И, хотя, день воскресный потеснил субботу и даже стал более важным, мы не можем отменить заповедь дарованную нам Богом. Как явствует из канонического православного права, празднование воскресенья — это не перенос субботнего праздника, но самостоятельный праздник, не отменяющий собою чествование субботы. [1] Православные богословы еще на рубеже I и II тысячелетей критиковали католическую практику субботнего поста.
Суббота в православной памяти, в православном богослужении и богословии до сих пор праздничный день. Субботы, как и воскресные дни, ярко выделяются из дней Великого Поста. В эти дни, в отличие от будних дней, совершается полная Литургия, на которой происходит преложение Святых Даров, не читается покаянная молитва Ефрема Сирена, не делаются земные поклоны. Вообще, если ходить Великим постом на богослужения только по выходным дням, то можно и не почувствовать великопостные особенности богослужения. Еще более важно знать, что в православном календаре суббота до сих пор — седьмой день недели. В субботу кончается седмица, а с воскресенья она начинается. В субботу вечером, на воскресном Всенощном бдении происходит смена недельного гласа песнопений Октоиха. При обычном устроении седмицы тот или иной глас поется с начала ее, с воскресного дня, в течение всех дней, а суббота — это последний день исполнения песнопений определенного гласа. В чине службы предусмотрено усиленное употребление текстов именно этого гласа.
Православие всегда помнит, что творение мира началось с воскресного дня. Помнит оно и о том, что обновление творения также произошло в первый день после субботы, то есть собственно в день воскресный. Но если творческим воскресеньем первой главы книги Бытия история просто началась и потому это был день просто и ясно «первый», то пасхальное воскресенье завершило те события, которые начались в Страстную Седмицу: это воскресенье жизни, воссиявшее из молчания и гробницы Субботы. Пасхальное Воскресенье венчает деяния Страстной Седмицы, оно следует после Субботы, после седьмого дня и тем самым оказывается… восьмым днем. У воскресенья, таким образом, уникальный статус: оно и первый день недели, и — восьмой. В Великую Субботу после Божественной литургии совершается благословение хлеба и вина, а также освящение пасхальной снеди.