Таинства Церкви

Службы Страстной седмицы

Страстная седмица — особое время Великого поста: это последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением, посвященная воспоминанию страданий, распятия и погребения Спасителя. Каждый день Страстной седмицы называется Великим. Церковь час за часом проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа и вспоминает ветхозаветные прообразы Его жертвы.

В Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское чудо о смоковнице.

Во Вторник Страстной седмицы вспоминаются произнесенные Спасителем в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом рабе и злом, о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде.

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Литургия Великого Четверга имеет особое значение, поскольку на Тайной Вечери Господь установил таинство Евхаристии (Причащения), когда заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Утреня Страстной Пятницы служится в четверг вечером. На этой службе читаются 12 отрывков из Евангелия, в народе она так и называется — «Служба двенадцати Евангелий». Перед чтением каждого отрывка бьют в колокол столько раз, какое по счету евангелие будет читаться.

В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно принятые Им ради нас. Это день самого строгого поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания. Все моменты священных событий этого дня ознаменованы богослужением. Время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата — совершением третьего часа; время крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; снятие тела Христова со Креста — вечерней. В Страстную Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы с особыми псалмами, паремиями, чтением апостола и Евангелия. Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница — икона положения Христа во гроб — сначала располагается в алтаре на Престоле, а затем выносится на середину храма и кладется на особую гробницу. Плащаница находится на середине храма до Пасхальной полунощницы и напоминает нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. После вечерни читается малое повечерие с каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон — рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!» — потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.

На утрени Великой субботы, которая обычно служится в Великий Пяток вечером, в воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью. В этот день служится Литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на Литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения. После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.

По окончании Литургии мы благоговейно ожидаем наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Сегодня

Воскресенье, 21 июля 2024 г. (8 июля ст.ст.)
Неделя 4-я по Пятидесятнице
Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани (1579)
Вмч. Прокопия (303)
Прав. Прокопия, Христа ради юродивого, Устюжского чудотворца (1303)

Ближайшее событие

23 июля (10 июля ст.ст.)
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве (1625)
Прп. Антония Печерского, Киевского, начальника всех русских монахов (1073)

Сентябрь
Мы в соцсетях

Телефон дежурного священника:
8(965)480-35-99
Звонить с 10.00ч. до 16.00ч.

Службы Страстной седмицы