Таинства Церкви

Службы Страстной седмицы

Страстная седмица — особое время Великого поста: это последняя неделя перед Светлым Христовым Воскресением, посвященная воспоминанию страданий, распятия и погребения Спасителя. Каждый день Страстной седмицы называется Великим. Церковь час за часом проживает события последних дней земной жизни Иисуса Христа и вспоминает ветхозаветные прообразы Его жертвы.

В Понедельник мы вспоминаем ветхозаветного патриарха Иосифа и евангельское чудо о смоковнице.

Во Вторник Страстной седмицы вспоминаются произнесенные Спасителем в этот день обличения фарисеев и саддукеев и притчи о благом рабе и злом, о десяти девах, о талантах и о Страшном Суде.

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

В день Страстного Четверга Церковь вспоминает Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды. Литургия Великого Четверга имеет особое значение, поскольку на Тайной Вечери Господь установил таинство Евхаристии (Причащения), когда заповедал ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Утреня Страстной Пятницы служится в четверг вечером. На этой службе читаются 12 отрывков из Евангелия, в народе она так и называется — «Служба двенадцати Евангелий». Перед чтением каждого отрывка бьют в колокол столько раз, какое по счету евангелие будет читаться.

В Великую Пятницу Церковь воспоминает святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно принятые Им ради нас. Это день самого строгого поста: каждый в свою меру отказывается от пищи и пития, вплоть до полного воздержания. Все моменты священных событий этого дня ознаменованы богослужением. Время взятия Спасителя в Гефсиманском саду и осуждения Его архиереями — богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату — богослужением первого часа; время осуждения Господа на суде Пилата — совершением третьего часа; время крестных страданий Христа — шестым часом; время смерти — девятым часом; снятие тела Христова со Креста — вечерней. В Страстную Пятницу литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские часы с особыми псалмами, паремиями, чтением апостола и Евангелия. Днем совершается Вечерня Выноса Плащаницы. Плащаница — икона положения Христа во гроб — сначала располагается в алтаре на Престоле, а затем выносится на середину храма и кладется на особую гробницу. Плащаница находится на середине храма до Пасхальной полунощницы и напоминает нам о трехдневном нахождении Иисуса Христа во гробе. После вечерни читается малое повечерие с каноном о распятии Господнем, называемым «Плач Пресвятой Богородицы». Этот канон — рыдание Божией Матери перед Крестом Ее возлюбленного Сына. Христос обращается к Матери: «Жено! Се, сын Твой!» — потом к ученику: «Се, Матерь твоя». Этими словами Господь в лице апостола усыновил Своей Матери всех Своих учеников, все человечество.

На утрени Великой субботы, которая обычно служится в Великий Пяток вечером, в воспоминание погребения Христова Плащаница под погребальный перезвон колоколов торжественно обносится вокруг храма. Потом Плащаницу вносят в храм и кладут перед открытыми Царскими вратами. Это символизирует то, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

В Великую Субботу Церковь вспоминает телесное пребывание Господа во гробе, сошествие Его душею во ад и возвещение пребывавшим там победы над смертью. В этот день служится Литургия Василия Великого в соединении с вечерней. На вечерне читаются пятнадцать паремий (ветхозаветных отрывков), в которых собраны важнейшие прообразы и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. В древней Церкви в этот день было принято крестить людей, желающих стать христианами (оглашенных). Поэтому Апостольское чтение на Литургии читается то же, что и на Таинстве Крещения. После паремий и Апостола темные облачения священнослужителей заменяются светлыми, в воспоминание того, как мироносицы рано утром, еще в предрассветной тьме, видели при гробе Христовом Ангела в светлых ризах и слышали от него радостное известие о Воскресении Христа. После этого диакон в светлом облачении, подобно ангелу, выходит на середину храма и перед Плащаницей читает Евангелие, возвещающее людям о Воскресении Христовом.

По окончании Литургии мы благоговейно ожидаем наступления полуночи, когда начинается светлая пасхальная радость Праздника Воскресения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Сегодня

Понедельник, 17 июня 2024 г. (4 июня ст.ст.)
Седмица 7-я по Пасхе
Прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392)
Свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (ок. 326)

Ближайшее событие

Сентябрь
Мы в соцсетях

Телефон дежурного священника:
8(965)480-35-99
Звонить с 10.00ч. до 16.00ч.

Службы Страстной седмицы