С наступлением зимы Церковь Христова приступает к празднованию Рождества Христова. «Зимней Пасхой» назвал этот праздник протопресвитер Александр Шмеман и эти слова очень точно характеризуют данный праздник
Рождество Христово называют «матерью всех праздников» и «зимней Пасхой», его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. Рождество — это тайна, над которой мудрецы размышляют и которой удивляются уже две тысячи лет. Это еще и один из самых главных на нашей планете религиозных праздников. Официально его отмечают в тридцати четырех странах, население которых составляет более миллиарда человек, а всего в мире празднующих Рождество Христово в два раза больше. Этот праздник относится к самым главным праздникам богослужебного года и его по праву можно поставить вторым после праздника Пасхи, которая есть «праздников праздник и торжество из торжеств».
Во-первых, для нас, празднующих этот праздник в середине зимы, когда свет только начинает разгораться, и ночи укорачиваются, предвещая победу Света и Жизни во время весенней Пасхи Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.
Во-вторых — этот праздник относится к самым главным праздникам богослужебного года. Его по праву можно поставить вторым, после праздника Пасхи, которая есть «праздников праздник и торжество из торжеств». А на западе Рождество считается самым главным христианским праздником. Да и в нашем городе, в праздник Рождества в церковь приходит наибольшее число горожан по сравнению с другими праздниками года.
В-третьих — службы праздника Рождества, а также праздника Крещения Господня, имеют своим прототипом, т.е. во многом состав служб, их наполнение соответствует службам Страстной седмицы и Светлой Христовой Пасхи.
Итак, обо всем по порядку.
Дата празднования Рождества Христова 7 января или 25 декабря по старому стилю — это не единственная дата, которая принималась за дату Рождества Христова. В ранней Церкви существовал, так сказать, плюрализм мнений по этому поводу. Согласно Клименту Александрийскому (150-213 гг.), Рождество было 18 апреля, или 29 мая. Африканская традиция устанавливала его на 28 марта. По Ипполиту Римскому (170-236 гг.) — 25 марта (в один день с Благовещением). По древней восточной традиции — 6 января (19 января по новому стилю) — эта дата важна будет нам в дальнейшем анализе. По Римской традиции — 25 декабря, день, который впоследствии и был принят всей Церковью, кроме армян, которые сохранили за праздником Рождества 6 (19) января.
День 6 января, или как нам удобнее, 19 января н.ст., известен теперь нам, как день Крещения Господня. На востоке, первоначально, день Рождества и день Крещения Господня праздновался в один день, как это и происходит по настоящее время у армян. И сейчас, когда уже многие века два праздника празднуются Церковью в разные дни, состав служб праздников одинаков.
Службы Рождества, официально называемые в богослужебной Минее «еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», сознательно уподоблены и составлены по образцу служб Пасхальных.
Продолжительность Рождественского поста соответствует посту Великому, и как Великий пост можно считать предпразднством Пасхи, так и Рождественский пост — предпразднство Рождества. Есть перед праздником Рождества 5 дней предпразднства, со 2 января (20 декабря) по 6 января (24 декабря), которые соответствуют Страстной седмице. Кстати, только Крещение имеет те же 5 дней предпразднства, остальные великие праздники — только один. Песнопения предпразднества являются переложением песнопений Страстной седмицы. Пост в предпразднство Рождества усугубляется, так же как и на Страстной в Великий пост.
Церковные песнопения и стихиры Рождества, Пасхи вочеловечения Христова, явления его во плоти, повторяют песнопения Пасхи Воскресения Христова. Рождение Иисуса Христа тесно связано с его Страстями и Воскресением. Он родился, чтобы умереть и воскреснуть.
В заключение приведем песнопение, практически без изменения присутствующее как на Страстной седмице (утреня и девятый час Великой Пятницы), так и в навечерие (9-й Царский час) Рождества и Крещения.
«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый;
Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь;
В ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки;
Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
Гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
Копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
покажи нам и славное Твое Воскресение (Богоявление)».