Таинства Церкви

Рождественские Богослужения

С наступлением зимы Церковь Христова приступает к празднованию Рождества Христова. «Зимней Пасхой» назвал этот праздник протопресвитер Александр Шмеман и эти слова очень точно характеризуют данный праздник

Рождество Христово называют «матерью всех праздников» и «зимней Пасхой», его значение столь велико, что даже ход новой истории и летосчисление мы ведем от Рождества Христова. Рождество — это тайна, над которой мудрецы размышляют и которой удивляются уже две тысячи лет. Это еще и один из самых главных на нашей планете религиозных праздников. Официально его отмечают в тридцати четырех странах, население которых составляет более миллиарда человек, а всего в мире празднующих Рождество Христово в два раза больше. Этот праздник относится к самым главным праздникам богослужебного года и его по праву можно поставить вторым после праздника Пасхи, которая есть «праздников праздник и торжество из торжеств».

   Во-первых, для нас, празднующих этот праздник в середине зимы, когда свет только начинает разгораться, и ночи укорачиваются, предвещая победу Света и Жизни во время весенней Пасхи Воскресения Господа нашего Иисуса Христа.

   Во-вторых — этот праздник относится к самым главным праздникам богослужебного года. Его по праву можно поставить вторым, после праздника Пасхи, которая есть «праздников праздник и торжество из торжеств». А на западе Рождество считается самым главным христианским праздником. Да и в нашем городе, в праздник Рождества в церковь приходит наибольшее число горожан по сравнению с другими праздниками года.

   В-третьих — службы праздника Рождества, а также праздника Крещения Господня, имеют своим прототипом, т.е. во многом состав служб, их наполнение соответствует службам Страстной седмицы и Светлой Христовой Пасхи.

      Итак, обо всем по порядку.

Дата празднования Рождества Христова 7 января или 25 декабря по старому стилю — это не единственная дата, которая принималась за дату Рождества Христова. В ранней Церкви существовал, так сказать, плюрализм мнений по этому поводу. Согласно Клименту Александрийскому (150-213 гг.), Рождество было 18 апреля, или 29 мая. Африканская традиция устанавливала его на 28 марта. По Ипполиту Римскому (170-236 гг.) — 25 марта (в один день с Благовещением). По древней восточной традиции — 6 января (19 января по новому стилю) — эта дата важна будет нам в дальнейшем анализе. По Римской традиции — 25 декабря, день, который впоследствии и был принят всей Церковью, кроме армян, которые сохранили за праздником Рождества 6 (19) января.

День 6 января, или как нам удобнее, 19 января н.ст., известен теперь нам, как день Крещения Господня. На востоке, первоначально, день Рождества и день Крещения Господня праздновался в один день, как это и происходит по настоящее время у армян. И сейчас, когда уже многие века два праздника празднуются Церковью в разные дни, состав служб праздников одинаков.

   Службы Рождества, официально называемые в богослужебной Минее «еже по плоти Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», сознательно уподоблены и составлены по образцу служб Пасхальных.

Продолжительность Рождественского поста соответствует посту Великому, и как Великий пост можно считать предпразднством Пасхи, так и Рождественский пост — предпразднство Рождества. Есть перед праздником Рождества 5 дней предпразднства, со 2 января (20 декабря) по 6 января (24 декабря), которые соответствуют Страстной седмице. Кстати, только Крещение имеет те же 5 дней предпразднства, остальные великие праздники — только один. Песнопения предпразднества являются переложением песнопений Страстной седмицы. Пост в предпразднство Рождества усугубляется, так же как и на Страстной в Великий пост.

Церковные песнопения и стихиры Рождества, Пасхи вочеловечения Христова, явления его во плоти, повторяют песнопения Пасхи Воскресения Христова. Рождение Иисуса Христа тесно связано с его Страстями и Воскресением. Он родился, чтобы умереть и воскреснуть.

   В заключение приведем песнопение, практически без изменения присутствующее как на Страстной седмице (утреня и девятый час Великой Пятницы), так и в навечерие (9-й Царский час) Рождества и Крещения.

«Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый;
Венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь;
В ложную багряницу облачается, Одеваяй небо облаки;
Заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама;
Гвоздьми пригвоздися Жених Церковный;
Копием прободеся Сын Девы.
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
Покланяемся Страстем Твоим, Христе;
покажи нам и славное Твое Воскресение (Богоявление)».

Сегодня

Воскресенье, 12 января 2025 г. (30 декабря ст.ст.)
Неделя 29-я по Пятидесятнице
Неделя перед Богоявлением. Неделя по Рождестве Христовом.
Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня
Мц. Анисии (285-305)
Сщмч. Зотика пресвитера, сиропитателя (IV)
Свт. Макария, митр. Московского (1563)

Ближайшее событие

13 января (31 декабря ст.ст.)
Отдание праздника Рождества Христова
14 января (1 января ст.ст.)
Обрезание Господне
15 января (2 января ст.ст.)
Преставление (1833),второе обретение (1991) мощей прп. Серафима, Саровского чудотворца

Сентябрь
Мы в соцсетях

Телефон дежурного священника:
8(965)480-35-99
Звонить с 10.00ч. до 16.00ч.