Сегодня Церковь воспоминает спасительные и страшные страдания Господа Бога нашего Иисуса Христа, которые Он добровольно претерпел ради нашего спасения. За богослужением Великой Пятницы Церковь последовательно вспоминает последние часы жизни Спасителя на Земле: взятие Его в Гефсиманском саду, осуждение на смерть архиереями и старейшинами, крестный путь к Пилату, осуждение у него, распятие на Кресте, смерть, снятие с Креста. Божественной Литургии в пятницу не бывает, так как Господь Сам принес Себя в жертву. В этот день читаются Царские часы, а за вечерней священники выносят Плащаницу, которая находится в алтаре на Престоле, символизирующую снятие Господа с Креста. Когда Плащаница выносится на средину храма – символ положения Христа во гроб, все молящиеся поклоняются лежащему во гробу Спасителю. В течение трех дней плащаница находится на середине храма, символизируя трехдневное пребывание Господа Иисуса Христа во гробе.
Вспоминая события Великой Пятницы, мы видим, что земля потряслась, солнце померкло, все силы природы как бы ужаснулись от события, которое произошло в Иерусалиме на Голгофе. Иудеи, которые хвалились знанием закона, тем не менее уходили с этого места в недоумении. Сотник же, остававшийся у Христа сторожить разбойников по долгу своей службы, после того как природа провозгласила Божество Христа Спасителя, сам ответил на этот таинственный голос природы: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф.27,5). Иудеи, гордившиеся знанием Закона, тем не менее перед распятым Спасителем оставались в недоумении. Видя Распятого Миссию, они оставались слепы своей гордостью и самообольщением. А сотник язычник исповедовал Божество Христа Спасителя. Гордые иудеи первосвященники восклицали: «Если Ты — Сын Божий, сойди со Креста, и мы уверуем в Тебя» (Мф. 27, 40-42). В то время как сильные и грубые века сего посылали ругательства на Спасителя, грубый и невежественный разбойник смог увидеть в Нем не просто человека, страдающего за свои грехи, а Бога, который приносит себя в жертву ради спасения всех людей. Он увидел такого человека, который вместе с Ним висит, претерпел истязания и страшные бичевания, и казнь от местной и религиозной властей. Он обратился к Нему в сердечной молитве: «Помяни, Господи, во царствии Твоем».
Стояла у Креста Пресвятая Богородица смотрела на распятого Господа. Её сердце было пронзено мечом, предсказания Семена Богоприимца исполнилось. Она страдала, но безмолствовала, потому что таким образом нужно было исполнить Божественную Правду. Также стоял у Креста и любимый ученик Его Иоанн Богослов, он смотрел на высоту Креста и взирал на добровольную жертву любви, созерцал Божественную Любовь. И в этот самый момент со креста слышен голос: «Жено! се, сын Твой». То есть Господь усыновляет Иоанна Богослова, а в его лице все человечество Пресвятой Богородице.
Что произошло на кресте? Ветхий Адам бы заменен новым Адамом, а Ева была заменена непорочной Марией. Фактически на Кресте произошло не просто искупление рода человеческого, а произошло усыновление людей Богу. И мы должны отозваться на ту любовь, к которой Господь нас призывает. Он Сам нам говорит в Евангелиях: «Кто любит Меня, тот соблюдает заповеди Мои» (Ин. 14:15). Нам нужно искать источник соблюдения Заповедей в Воскресении Господнем, который которое будет для нас неотъемлемо через несколько дней. Богослужебные тексты нам именно об этом и говорят:
«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».